марка

eg_marka


"Египетская марка" - тотальный комментарий


Previous Entry Share Next Entry
№ 55
сфинксы
alik_manov wrote in eg_marka

в-третьих, — невзрачная арка в устье Галерной улицы, даже неспособная дать приют от дождя;

Обязательное:
Под «невзрачной аркой» О. М. подразумевает знаменитое сооружение К. Росси: триумфальную арку здания Сената и Синода. Причина, по которой это величественное и одно из самых представительных мест в Петербурге автор «ЕМ» характеризует как «невзрачное», нам не совсем ясна, хотя от косого дождя она и вправду не защищает. Тут действительно назначались свидания, что известно прежде всего из поэзии Ахматовой («Стихи о Петербурге», 1913): «Сердце бьется ровно, мерно. // Что мне долгие года! // Ведь под аркой на Галерной // Наши тени навсегда». В этом ст-нии как место свиданий фигурирует и Летний сад (см. в нашем комментарии далее): «Оттого, что стали рядом // Мы в блаженный миг чудес, // В миг, когда над Летним Садом // Месяц розовый воскрес…». Здесь же возникает и памятник Петру I на Сенатской площади, а также Нева, над водами которой происходит описанный в тексте любовный хоровод: «Над Невою темноводной, // Под улыбкою холодной // Императора Петра». Скорее всего мы имеем дело не с поэтической параллелью, а с задающим тему подтекстом, на который вполне сознательно ориентируется О. М. в комментируемых фрагментах.

Интересно, что в поздней «Поэме без героя» Ахматова вновь воспроизводит эту связку, возможно, закрепившуюся в ее памяти и благодаря «ЕМ», — арка на Галерной плюс Летний сад: «На Галерной чернела арка // Пела в Летнем саду флюгарка…».

 Дополнительное:
Здание Сената и Синода было построено для двух ветвей власти: светской (Сената) и церковной (Синода) на Сенатской площади в 1829 - 1834 гг. Строительство велось под руководством архитектора А. Штауберта по проекту К. Росси. Центром композиции фасада, оформляющего грандиозную площадь, стала эффектная арка, переброшенная над Галерной улицей. В ее оформлении Росси использовал один из ранее созданных им, но не осуществленных вариантов арки Главного штаба. Этот вариант переработан с учетом значительно меньшей ширины проезда, но триумфальный, торжественный характер всей композиции в целом полностью сохранен. Триумфальная арка символизировала единство церкви и государства. Над ней размещена скульптурная группа «Правосудие и благочестие», олицетворяющая веру в закон. Однако у жителей города находились свои ассоциации с располагавшимися здесь учреждениями. Поскольку местные чиновники славились своей продажностью, то благодаря арке между домами родился каламбур: «Сенат и Синод живут ПОДарками». Эта постройка стала последним крупным проектом Карла России. Наверное, поэтому говорят, что русский классицизм вошел в Санкт-Петербург через арку Новой Голландии и покинул его через арку Сената и Синода.
Ср. также зачин ст-ния О. М. 1913 г. о еще одной знаменитой петербургской арке - арке Генерального штаба: "Заснула чернь! Зияет площадь аркой..." и об этой же арке в ст-нии "Дворцовая площадь" (1915): "В темной арке, как пловцы // Исчезают пешеходы".

Арка Сената и Синода в СПб.
 

<Комментарий составлен А. С.-К. и alik_manov>


  • 1
Прошу прощения, я как-то выпал из сетевой жизни и не успел вовремя прокомментировать предыдущее, но "невзрачность" арки вполне укладывается в "запутывающую" стратегию описания пространства в ЕМ: сфинксы не там, павильон не в Инженерном саду, а в Михайловском, одно из самых величественных (и семиотически нагруженных) сооружений Петербурга названо невзрачным...
Создается впечатление, что Мандельштам сознательно вносит искажения в карту, которую он создает в тексте. Причем искажения эти невелики, и всякий знающий человек легко может скорректировать их. Мне кажется, Мандельштам загадывает читателю загадки, которые "свой" читатель разгадает без труда, а «фармацевт» останется пребывать в заблуждении относительно истинного расположения объектов.

Почему "невзрачная" действительно непонятно, однако, и величественной ее не назвать (ср., к примеру Триумфальные арки Московскую и Нарвскую, м даже не триумфальные, как Деламотова Новой Голландии). От нее открывается съужающаяся панорама и без того весьма неширокой улицы, в отличие от того поистине прекрасного раздолья, открывающегося на сравнительно короткой улице того же Росси - Театральной (с 1923 г. ул. Зодчего Росси).

Можно добавить: арка Сената и Синода "прижата" своей горизонтальностью, если вспомнить как распределяются массы в планировке Арки главного штаба (того же Росси), то сравнение явно не в пользу первой.

Ср. у Столпянского (1923):

Но когда вы смотрите на детали Сенатского здания, невольно являются сомнения: не слишком ли много колонн на этом невском завороте, не слишком ли мизерна - да, безусловно, это определение приходит на ум - арка на Галерной улице, при такой длине зданий желательна арка более величественная, затем, следовало ли сделать такие крутые подъемы к подъездам, они еще уменьшают арку...

Уже началась ностальгия и полез в начало, которое в свое время не комментировал. Вот объяснение "неясности" невзрачной арки в
устье Галерной улицы:
Это игра слов "невзрачная в" - не дающая взирать в это устье из-за узости арки.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account